Официальное интернет-представительство Уполномоченного Омской области по правам человека


 22 апреля 2019 г.

 
Главная
Аппарат УПЧ
Документы
Жалоба получена - меры приняты
Издания УПЧ
Пресс-служба
Взаимодействие
Антикоррупция
Интернет-приемная

 
Поиск
Карта сайта
Ссылки
Тендеры
Вакансии

 
Подписка на рассылку


Архив опросов

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад Уполномоченного представлен депутатам Законодательного собрания Омской области

17 марта в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона Омской области «Об Уполномоченном Омской области по правам человека» Доклад о соблюдении прав и свобод гражданина и человека на территории региона в 2010 году был представлен депутатам Законодательного собрания.
Доклад представлен разделами, каждый из которых охватывает определенную группу прав и свобод.
Уже традиционно самым объемным является раздел о социально-экономических правах. 58% от общего числа обращений к Уполномоченному составляют жалобы и заявления именно по этим вопросам. Труд и заработная плата, пенсии и пособия, жилье, здравоохранение и медицинское обслуживание – это то, с чем все мы сталкиваемся ежедневно и где, к сожалению, не все обстоит так хорошо, как нам бы хотелось.
Обеспечение трудовой занятости – важнейший фактор социальной стабильности. Комплексом принятых мер в нашей области удалось снизить уровень зарегистрированной безработицы.
Однако не удалось избежать и просчетов.
Многочисленные нарушения установлены в ходе прокурорских проверок районных центров занятости и омских предприятий. От незаконного снятия с учета безработных до нарушения порядка привлечения их к общественным работам, включая неправильности при проведении расчетов за этот труд – таков спектр выявленных недостатков. Проблемы возникли и при реализации закона Омской области «О квотировании рабочих мест» в части соблюдения установленной квоты.
Не утратила своей актуальности и проблема своевременности выплаты заработной платы. По состоянию на начало 2011 года, просроченная задолженность уменьшилась на 7,5 процентов (2,8 млн. рублей) и составила без малого 35 млн. рублей..
К тому же, многие предприятия скрывают фактическое положение дел, а другие - не являются субъектами статистического наблюдения. Поэтому приходится признать, что очень многие жители нашей области по-прежнему сталкиваются с нарушением своих трудовых прав.
В докладе представлены примеры из практики работы Уполномоченного, иллюстрирующие эту проблему.
Право на социальное обеспечение – одно из основных конституционных прав человека, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Как и ранее, в 2010 году наибольшее количество обращений к Уполномоченному по данным вопросам было связано с пенсионным обеспечением, чаще всего – это обращения по поводу невысоких размеров пенсий.
Для подавляющего большинства пожилых граждан пенсия – единственное средство к существованию.
В течение 2010 года размер пенсий повышался неоднократно, однако средняя их величина, обусловленная особенностями нормативно-правового регулирования этих вопросов, еще не позволяет говорить о создании условий для достойной жизни многим нашим гражданам.
Объемна и значима по финансовым затратам работа органов власти области по оказанию жителям Прииртышья мер социальной поддержки и социальному обслуживанию.
В 2010 году, с учетом возможностей регионального бюджета, было возобновлено предоставление ряда мер, действие которых приостанавливалось в кризисный период - довольно подробно в докладе представлен анализ действующих нормативных актов в хронологии их применения.
Стоит отметить адресность социальной политики и то внимание, которое уделяется данной сфере в целом. Поэтому встречающиеся факты нарушений прав граждан в подобных вопросах очень досадны и, хочется думать, являются скорее исключением, нежели правилом.
Российская Федерация готовится к ратификации Конвенции ООН «О правах инвалидов».
Государство и общество в целом стали гораздо более внимательно относится к проблемам граждан с ограниченными возможностями здоровья. И, прежде всего, эти проблемы стали изучаться. Появился и стал более предметным диалог власти с теми людьми, которые в силу разных причин стали инвалидами, причем многие – в трудоспособном возрасте.
Различные мероприятия, в том числе рассчитанные на длительный период, начали реализовываться на территории нашего региона некоторое время назад. Значительная их часть нашла отражение в долгосрочной целевой программе «Семья и демография Омской области (2010 – 2014 годы)».
В декабре 2010 года принята программа «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы». Необходимость и своевременность ее появления очевидны, поскольку программа должна обеспечить комплексный подход к формированию безбарьерной среды для людей с инвалидностью. Тогда не только повысится доступность объектов социальной направленности, но и больше будет возможностей у людей с инвалидностью для получения образования, труда, занятий физической культурой, духовного совершенствования.
О здравоохранении.
Систему здравоохранения трудно пока назвать комфортной с позиции граждан как получателей государственных услуг. И многочисленные жалобы населения в различные органы, в том числе и к Уполномоченному, вызваны именно недостатками в организации работы медицинских учреждений.
Подчас такие обращения продиктованы необходимостью защиты права при ненадлежащем оказании медицинской помощи, которое может иметь и самые трагичные последствия.
Некоторое улучшение отмечено в реализации прав граждан на получение государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения. Анализ имевшихся проблем и мероприятия организационного порядка позволили добиться определенных позитивных изменений.
Из года в год наибольшее количество жалоб, поступающих к Уполномоченному, связано с нарушением жилищных прав граждан.
Каждое четвертое обращение жителей Омской области - это вопросы о правильности начисления платы за коммунальные услуги, об отказе в постановке на учет для улучшения жилищных условий, о длительном непредоставлении жилья, о невозможности реализовать гарантированные законом льготы в этой сфере.
По итогам 2010 года в нашем регионе достигнут существенный рост объёма инвестиций в жилищную сферу, ввода жилья в эксплуатацию, числа ипотечных кредитов, сделок с жильём. Однако проблемы копились много лет, и решить их в одночасье сложно.
Определенные сложности возникают при расселении граждан из аварийного жилья.
Отдельная проблема – жилье для детей-сирот. Пока темпы предоставления жилых помещений этой категории граждан нельзя назвать оптимальными. Кроме того, много вопросов возникает с закреплением жилья за детьми, оставшимися без попечения родителей – зачастую закрепляется явно не пригодное для проживания жилье либо такое, где зарегистрированы и проживают другие граждане. Иначе говоря - имеет место формальное отношение к этой жизненно важной проблеме. Примеры приведены в докладе.
Для восполнения пробелов федерального законодательства необходима законодательная регламентация на региональном уровне вопросов, связанных с закреплением и контролем сохранности жилых помещений за детьми-сиротами и лицами из их числа.

В разделе доклада, посвященном личным правам граждан, три главы – о праве на судебную защиту, о правах человека и деятельности органов внутренних дел, о правах человека в местах принудительного содержания.
Не останавливаясь на них подробно, стоит отметить, что в последние годы произошло немало изменений в самой организации судебной системы, учреждений службы исполнения наказаний, милиции.
Что-то уже дает свои положительные результаты, как например, сокращение сроков рассмотрения судебных дел или использование более эффективных методов исполнения судебных решений.
Что-то только планируется усовершенствовать или реформировать.
Пока сложно сказать, насколько будут эффективны преобразования в уголовно-исполнительной системе. Немало есть противников изменения сложившейся структуры и перехода на тюремное содержание осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления и расширения такого вида учреждений как колония-поселение.
Также как никто не ожидает того, что изменение названия «милиция» на полицию и принятие нового закона само по себе ликвидирует все недостатки. Говорить о повышении эффективности работы по защите жизни и здоровья граждан, их собственности, имеет смысл только в том случае, если ставить во главу угла строгое следование закону и исходить при этом из приоритета защиты прав и свобод человека.

Отдельно стоит упомянуть о таком разделе доклада как «Права детей и их соблюдение на территории Омской области».
В 2010 году был назначен Уполномоченный при Губернаторе Омской области по правам ребенка, что, безусловно, является последовательным продолжением большой работы по защите прав и интересов семьи и детей, которая на протяжении ряда лет ведется в регионе.
Тем не менее, исходя из того, что реализация прав человека в целом предполагает комплексный подход, некоторым проблемам прав ребенка уделено внимание и в настоящем докладе. Ранее уже было сказано о жилищных правах детей-сирот, а отдельная глава посвящена вопросам профилактики социального сиротства. В ней предложен своего рода анализ этого явления, отражен накопленный положительный опыт по его преодолению, сформулированы предложения, практическая реализация которых может обеспечить самое главное право любого ребенка – воспитываться в родной семье.
О праве на дошкольное образование много говорилось в течение 2010 года и не без оснований. Настолько острой стала проблема обеспечения мест в детских садах. И она требует безотлагательного решения.
Праву на образование детей с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная глава. Дети-инвалиды должны иметь возможность получать полноценное, с учетом их состояния здоровья, образование. Барьеров пока, в прямом и переносном смысле, слишком много.  

 

    Уполномоченный Омской области по правам человека ® 2008-2018.
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна. Все права защищены.
   

Разработка ЗАО 'Коммед-Инфо'
E-mail: webmaster@imaster.ru